«В ТЕМНИЦЕ БЫЛ, И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ»: ОБ ОТНОШЕНИИ К ЗАКЛЮЧЕННЫМ

«Раз в тюрьме, значит виноваты» – так нередко говорят люди по отношению к заключенным. Отчасти это правда, но только отчасти и далеко не всегда.

В XIX веке служение главного врача московских тюрем нёс обрусевший немец – доктор Фёдор Петрович Гааз. Этот человек никогда не отказывал в помощи заключенным и, не понаслышке зная о чудовищных условиях, в которых содержались эти люди, как тяжело очень многим, он часто ходатайствовал за них перед властями, а однажды обратился к митрополиту Московскому Филарету. В ответ на просьбу доктора Гааза святитель сказал, что заключенные страдают, потому что тюрьма для того и создана, чтобы попавшие туда страданием искупали свои грехи и преступления.

Другими словами, святитель сказал то, что обычно можно услышать и сегодня: «Они осуждены, следовательно – виновны». Не ожидая такого ответа архипастыря, доктор Гааз воскликнул: «Владыка, вы забыли Христа!» Осознав в своей категоричности ошибку, вспомнив, что и Христос был невинно осужден, святитель встал и со скорбью произнес: «Федор Петрович, в этот момент не я Христа забыл, а Христос меня покинул».

Во все времена невинно страдали и праведники. Об этом свидетельствуют Священное Писание и Предание, история христианской Церкви и Отечества. Вспомним несколько примеров жизни праведников, оказавшихся в темнице безвинно.

Иосифа Прекрасного, проданного родными братьями в рабство, оклеветала жена его хозяина, с которой он не захотел разделить ложе – за свое целомудрие святой некоторое время провел в заключении (Быт. 39:7-20).

Гневаясь на грозные предсказания пророка Иеремии, люди народа иудейского бросили его в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер (Иер. 38:1-13).

Пророк Иоанн Креститель находился в заточении за обличение царя Ирода в том, что тот незаконно взял в жены супругу своего брата (Мф. 14:3,4).

С первых веков христианства на последователей Христа Спасителя воздвигались страшные гонения, на искренне верующих христиан ополчились все силы ада – и сколько святых душ увенчаны мученическим венцом!

История Русской Православной Церкви знает имена сонма мучеников и исповедников, которые за веру в Бога были брошены в тюрьмы и лагеря, где закончили свою жизнь.

Часто тяжкие обстоятельства жизни – холод и голод, одиночество, страх и многое другое – заставляют людей идти на преступления ради того, чтобы выжить. Да, преступление совершено, но как важно не сломать человека окончательно в погоне за формальной справедливостью!

Невинно осужденные есть и в наши дни. Не все выступающие против той или иной несправедливости должны быть осуждены и находиться в заточении. Может, стоит прислушиваться к их мнению? Послушать - чтобы понять. Понять - чтобы простить. Простить - чтобы был мир на земле. Ведь, осуждая или наказывая, сегодня я настраиваю часть общества против себя.

Сострадания требуют заключенные по политическим мотивам и военнопленные. Особенно последние – ведь они были верны данной присяге, и за их действия должны отвечать те, кто отдавал те или иные указания. Отношение к военнопленным до и после боевых действий должно быть принципиально различным: в бою, несомненно, нужно бороться до последнего, ибо это долг каждого воина. Если кто-либо из противников падает в плен, необходимо уважать его и не допускать издевательство над ним.

Итак, очевидно: утверждение о том, что без вины в тюрьму не попадают – слишком категорично и не всегда верно. Так что же – отпустить всех на свободу?

Заключенные – люди, несомненно, требующие особого внимания, но и осторожности. В отечественной истории мы видим примеры, когда неосмотрительные действия в отношении узников, даже имеющие самые благие основания и цели, приводили к трагическим последствиям. Так святой равноапостольный князь Владимир, когда принял Святое Крещение, объявил о прощении всех повинных и их освобождении. Почти тем же путем пошли члены Временного Правительства в России

после Февральской революции. Итогом было одно: страшный разгул преступности в стране. Пришлось лишь еще более ужесточать правоохранительные меры и вновь лишать свободы многих преступников. Если при жизни Владимира Крестителя ситуацию с трудом удалось взять под контроль, то в начале XX века, во многом благодаря амнистиям, большевики, среди которых было немало бывших заключенных, захватили власть и устроили повсеместный «красный террор». Увы, далеко не все заключенные раскаиваются или вовсе невиновны…

Однако нередко тюрьма, особенно для власть предержащих, становится средством «избавиться» от «неудобных» людей. Слова: «Был бы человек, а статья найдется» известны почти каждому. Действительно, моральное давление бывает настолько велико, что, если отправить человека в тюрьму и предать такому «прессингу», спустя время многие будут готовы осознать, что заслуженно посажены.

Призыв помнить о тех, кто находится в заключении, мы слышим от Самого Спасителя, Который наставляет учеников помогать нуждающимся – накормить голодного, принять странника, поддержать больного, прийти к заключенному – помогать с искренней любовью, зная, что всякое доброе дело для ближнего есть служение Христу (см. Мф. 25:31-46).

Несомненно, завет Божий о посещении тех, кто находится в местах лишения свободы, всегда будет важен для каждого христианина. Но если буквальное его исполнение затруднительно в силу объективных обстоятельств, то всегда можно оказать милость – передать что-либо необходимое заключенным через священнослужителей. Если это продукты к празднику, то хорошо, чтобы было что-то приготовлено своими руками, чтобы был вложен наш труд. Ведь по слову Христа, так мы служим Ему Самому. Поступая так, мы смягчаем сердца заключенных: они понимают, что не забыты нами, что нужны обществу; что их ждут родители, жены и дети, которые печалятся и, как могут, заботятся о них.

Увы, часто случается, что бывший заключенный, выйдя на волю, обречен – он никому не нужен. Такому человеку трудно начинать свою жизнь заново. Да и тюрьма не всегда исправляет, иногда может покалечить. Здесь люди могут совершенно озлобиться, а освободившись, дать волю своим чувствам и начать мстить всем и вся. Это самое страшное, что таит в себе тюрьма.

С заключенными очень непросто общаться, потому что у этих людей есть опыт боли, которого нет у нас. Но важно донести до них, дать им надежду на то, что только Бог знает, кто прав, а кто виноват. Наше дело – не осуждать, а помогать: молитвой, словом, делом. И своим неравнодушием, поддержкой уберечь и без того пораненные души от еще более страшных ошибок, помочь тем, кто оказался в заключении, как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться