СТАТЬЯ ЕПИСКОПА ОРСКОГО И ГАЙСКОГО ИРИНЕЯ: «ДЕНЬ СВЯТОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ»

Праздник Пятидесятницы не даром называют днем рождения Церкви. В своей статье епископ Орский и Гайский рассуждает о том, почему именно с этого праздника начинается Церковная история.

Еще до славных Своих страданий и Крестной смерти Иисус Христос обещал, что пошлет Своим ученикам Духа Святого, который «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). После Своего славного Воскресения из мертвых Спаситель сказал апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

Последователи Господа понимали, что обязаны идти на проповедь, но при этом они были в смущении. Тот, которого они считали Своим Учителем, по их мнению, должен был восстанавливать царство Израильское, а вместо этого Он умер на Кресте. После Воскресения они думали, что Он покажет Себя как правитель и восстановит Отечество. Апостолы спрашивают Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6). Они еще не понимали до конца слова Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16, 15). Их мысли были связанны с восстановлением государства Израиля.

По этой причине Христу необходимо было в течение сорока дней беседовать с ними о том, что Спасителю нужно было пострадать и воскреснуть из мертвых, также о Царствии Небесном и о том, что им нужно будет идти на проповедь об этом.

Настал день Пятидесятницы. В Иерусалим на праздник приехали многие паломники. Апостолы в это время находились в Сионской горнице. И внезапно «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2, 2). И «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 3), то есть на апостолах, которые «исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках» (Деян. 2, 4). Народ услышал шум и собрался у дома, где находились апостолы. И каждый из пришедших на праздник иудей «слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2, 6).

Всё это было непонятно, люди «недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2, 12), а другие говорили, что апостолы «напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Но, нет. Апостолы разговаривали на разных языках. При этом многие из народа знали, что апостолы были далеки от книжности и учености.

После схождения Духа Святого на апостолов у них появилась сила, и они не стали бояться окружающих людей, которые помнили, какими рыдающими апостолы были до этого. А теперь апостолы говорили с окружающими на их языке. Это было больше, чем чудо.

Апостол Петр объяснил народу, что случилось, он сказал, что апостолы «не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся» (Деян. 2, 15-21).

Апостол Петр смело проповедовал о Воскресшем из мертвых Иисусе Христе, а также призывал людей покаяться «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Благодатная речь апостола Петра сильно подействовала на сердца слушателей. Многие из них уверовали в Воскресшего Господа Иисуса Христа. Крещение приняли «в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). Это был «первый улов рыбака» учеников Спасителя. Священное Писание говорит, что «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42).

Так в день Святой Пятидесятницы родилась Церковь Христова. Диакон Андрей Кураев говорит: «Когда Христос произносил Нагорную проповедь, – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не „рабами“, но „братьями“ – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью. Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни» [1].

После сошествия Святого Духа на апостолов и основания Церкви апостолы пошли по слову Спасителя «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Христианскую веру они проповедовали вначале среди евреев, а после и за пределами Иудеи, не только иудеям, но и язычникам. Больше всех потрудился апостол Павел.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что через апостола Павла «Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения» [2].

Апостол Павел говорит о Церкви, что это Тело Христово. Он пишет: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24). В Церкви Христовой есть семь церковных Таинств.

 

Источники:

1. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М., 1997, с. 137.

2. Митрополит Иларион (Алфеев). История религий https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/istorija-religij/2

вернуться