ЕПИСКОП ИРИНЕЙ – О ЛИЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ В ОГТИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Предлагаем читателям окончание интервью с Преосвященнейшим Иринеем, епископом Орским и Гайским, опубликованное в газете «Жизнь во Христе – слово о вере» № 10 (561). В этой беседе журналисты Татьяна и Виктор Базилевские постарались раскрыть личность правящего архиерея Орской епархии с новой стороны, рассказать ещё об одном его призвании – учителя и наставника.

– Ваше Преосвященство, как вы считаете, нынешние студенты отличаются от студентов вашего поколения?

– Мы больше читали, намного больше. Лично мне приходилось особенно много читать. Потому что, когда поступил в семинарию, недостаточно хорошо владел русским языком. Приходилось дополнительно заниматься, изучая русский язык, литературу, историю России по школьным учебникам. Иногда и глупил, наверное: чтобы не заснуть и побольше заниматься, наливал холодной воды в тазик и ставил туда ноги. Да, много приходилось трудиться.

Нынешние студенты намного меньше читают. Недавно был в московском метро и очень удивился: в вагоне было всего два человека, читающих книги. Когда выходил из вагона, подошел к ним поблагодарить: «Низкий поклон вам за то, что читаете книги даже в метро».

Я ведь помню Москву, которую полюбил… И столичный Метрополитен тоже. В вагонах почти все читали книги. И я помню такую Москву. Ещё лет десять назад люди читали, а сейчас примерно столько же пассажиров – заняты телефонами. Конечно, есть возможность чтения и через мобильные устройства, но большей частью всё-таки люди играют, развлекаются.

 

– Владыка, вы преподаете миссиологию в Оренбургской духовной семинарии. А можете сравнить студентов института и семинаристов?

– Со светскими оказалось намного интереснее работать, потому что они более пытливы, могут с чем-то не соглашаться. Ты должен привести им основательные аргументы, убедить фактами. Наши семинаристы по-другому себя ведут: если преподаватель сказал, то это не подлежит сомнению. А вот поспорить боятся. Возможно, эта дистанция связана с отношением ребят к духовному сану наставников – ведь со священнослужителями просто не принято дискутировать.

Я вспоминаю свои студенческие годы. Был очень близок ректору Московской духовной академии епископу Евгению, смотрел на него как на отца, наставника, мог задавать волнующие вопросы. Также профессор Алексей Ильич Осипов позволял дискутировать, в разных ситуациях проявлял понимание и уважение к студентам, не говорил: «Что вы себе позволяете?! Я же профессор!» Такого не было.

Наши семинаристы побаиваются, особенно первое время. Но я их подбадриваю, поддерживаю. Через какое-то время они начинают меняться: смелее задают вопросы, высказывают сомнения, вступают в полемику.

Студенту важно помнить, что после занятий или окончания учебы перед ним всё равно встанут те вопросы, которые он не задавал преподавателям… Поэтому очень важно спрашивать, чтобы получить ответ. Христос призывает нас, говоря: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11, 9-10).

 

– Вы даете знания, воспитываете молодое поколение. А ученики вас чему-то научили?

– Они помогают мне непрерывно развиваться, постоянно изучать что-то новое. Всё время читаю или слушаю лекции. Студенты понуждают расти. На месте стоять не получится: или падаешь, или поднимаешься.

 

– Вы не ограничиваетесь преподаванием, участвуете во внеурочной жизни студентов, сами бываете инициатором мероприятий…

– Стремлюсь, чтобы студент и преподаватель стали друг другу ближе. Чтобы не просто на словах звучали обращения «коллега, коллега», а чтобы близость подтверждалась общим делами. Со студентами иногда идем в буфет, вместе обедаем.

Часто тому или иному курсу дарю символический подарок – чайник и устраиваем общие чаепития, что-то отмечаем, обсуждаем события, планы. Первокурсников спрашиваю, кто откуда родом. Рассказывают: один – из Кувандыкского района, другой – из Светлинского, третий – из Адамовского. Я им говорю: «Знаю вот таких людей из вашего поселка, а вот таких – из вашего». Удивляются: «Ой, Вы там были, и там… Ой, ой!» Это тоже объединяет.

Конечно, объясняю студентам, что хорошо оставить после себя в институте добрую память. Частенько предлагаю: давайте сажать деревья или убирать территорию, или поможем ещё в чем-либо. Институту принадлежат несколько корпусов, общежитие – для облагораживания места много. Часто беру с собой сладости, между делом, за беседой угощаю ребят.

Организую для них экскурсии в орские храмы, монастырь. Бывают поездки по историческим местам: ездили на место гибели летчика-космонавта Владимира Комарова в Адамовском районе, смотрели Верблюд-гору – памятник природы в Светлинском районе. Такие поездки сближают. Посещаем с ребятами дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома. Готовим концертные программы, вручаем подарки, оказываем посильную помощь; участвовали и в восстановлении дома престарелых после пожара.

Ко мне домой часто приходят студенты. Некоторые живут у меня. Останавливаются их родители, когда приезжают навестить детей. И гимназисты бывают. Великим постом приходили человек сорок малышей: кто в прятки играет, кто фильм смотрит, кто трапезничает – как цыплята по всему дому…

Всё это нас объединяет, мы становимся ближе. Радует, что студенты делятся личными проблемами, обращаются за советом. Иногда к моим ученикам присоединяются студенты из других групп, и тогда ребята становятся ещё дружнее.

Молодые люди запоминают и воплощают в жизнь призыв апостола Павла: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15), – что очень и очень важно.

 

– Мы рассказывали читателям о вашей работе над учебником по истории религий для светских высших учебных заведений. Книга уже издана?

– Пока ещё дорабатываю. Тружусь уже больше двух лет. Алексей Ильич Осипов написал очень хорошее слово к книге. Учебный комитет Русской Православной Церкви отметил недостатки, порекомендовал отдельные темы ещё раз пересмотреть, какие-то мысли аргументировать. Где-то указаны существенные недочёты, а в каких-то местах не согласен с ними и попробую обосновать свою позицию. Однако я рад и благодарен за такое сотрудничество. Бесспорно, книгу хочется улучшить, доработать её. Бог даст – будет новый учебник по истории религий.

 

– Что для вас главное в учительской работе? Ради чего трудитесь?

– Тружусь ради Бога. Ради того, чтобы прославилось Имя Божие. Ради этого и стараюсь. Многие приходят к вере: студенты, преподаватели, их дети, знакомые. Но говорить о Боге следует очень аккуратно: можно сравнивать, показывая преимущества, но никак нельзя обидеть собеседника. Казалось бы, я не навязываю православную веру никому, но рад, что каждый год принимают Крещение или переходят в Православие в среднем по два десятка человек.

Подвиг учителя очень трудный. Апостол Павел неспроста говорит: «Все ли учители?» (1-е послание Кор. 12, 29). Не каждый может, даже если у него есть хорошие знания, передать их другим. Важно, чтобы его не просто слушали, а услышали. Тружусь, чтобы молодое поколение стало лучше: чтобы ребята умели понимать, любить ближнего, уважительно относиться к убеждениям, вероисповеданию, поступкам другого. Ведь несмотря ни на что, даже на серьёзные падения, человек всегда должен оставаться человеком.

Стремлюсь помогать студентам, когда им трудно. Это для меня тоже важно. Встречал молодых людей, которые, казалось, были на грани: всё, учиться не хочу, уйду из института. Бывали случаи, когда не хотели даже жить… И с такими сталкивался. Студенты ведь бывают разные. И вот думаешь: может, ради этих студентов Господь и поставил преподавать в институте, я должен обязательно быть здесь, чтобы хоть кому-то помочь, кому-то сделать легче, лучше.

Главное – тружусь ради Бога. Мне радостно слышать слова Евангелия «всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (см. Мф. 10, 32). Бог будет на твоей стороне, поможет; если ты что-то не успеваешь, то Он обязательно за тебя довершит. Так что благодарен Богу за то, что преподаю, имея возможность прославить Имя Его.

 

– Ваше Преосвященство, что вы хотели бы пожелать молодёжи и вообще всем читателям газеты?

– Конечно, мой призыв – читать книги, развиваться. Старайтесь учиться сравнивать свою жизнь или свои поступки со Священным Писанием, а также ставить себя на место другого человека. Полезно размышлять: почему он так считает, так поступает, почему не соглашается с тобой? Важно научиться видеть в человеке творение Божие, видеть личность. Необходимо проявлять к нему уважение, терпение, сочувствие, жертвенность и любовь.

 

– Благодарим вас, владыка, за искренность, интересную и содержательную беседу. Желаем больше любознательных студентов и дальнейших успехов в ваших трудах на педагогическом поприще.

– Вам низкий поклон за ваши труды. Вы очень многое сделали для нашей Церкви.

вернуться