ДОКЛАД
«Основные возможности Церкви по подготовке катехизаторов на современном этапе»
на XXII Международных образовательных чтениях в Москве

Быть православным непросто, ведь путь ко спасению – это тяжелый труд. «Религия – дело сильных людей, хотя бы потому, что религиозный выбор … требует идти против мнения большинства людей, которые, может быть, формально связывают себя с верой, но не живут по вере» – отмечал Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений.
Такой труд требует серьезных духовных и телесных усилий. Чаще всего это служение молодежи. К этому труду нельзя приступать без молитвы, благословения и серьезной подготовки. Доклад посвящен такой важной теме, как подготовка катехизаторов.
Итак, в чем суть служения катехизатора в современных условиях? Как и во все времена – это свидетельство об Истине. Труд катехизатора направлен на то, чтобы привести к истинной вере тех, кто ее ищет, и открывать истину тем, кто, будучи уверен в своей правоте, часто пребывает в немалых заблуждениях.
Каждому, кто принимает на себя этот святой труд, следует помнить, что он становится на путь соработничества Богу в приведении людей ко спасению. Нельзя забывать слов Спасителя, прямо относящихся более всего к тем из нас, кто причастен к проповеди Евангельского учения, кто несет миссионерское или катехизаторское служение: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). Для тех, кто защищает или проповедует православную веру перед лицом неверов и суеверов, сектантов и раскольников, Защитником будет Сам Христос, свидетельствующий за таковых пред Отцом Небесным.
Труд катехизатора требует особенной подготовки. В настоящее время существуют немало путей получения богословского образования, в том числе мирянами, что дает возможность подготовки катехизаторов для работы на приходах, в благочиниях и профильных епархиальных отделах. Образовательная среда, в которой реализуется деятельность по подготовке катехизаторов, является определенной образовательной площадкой.
Для краткой, но в то же время достаточно полной характеристики существующих образовательных площадок подготовки катехизаторов представляется целесообразным провести классифицикацию. Очевидно, что единого критерия классификации для столь широкого понятия определить невозможно, однако можно выделить основные из них, в частности:
– юридический статус образовательных площадок;
– продолжительность обучения (подготовки);
– специализация соответствующих образовательных программ.
По первому признаку следует выделить программы, реализующиеся на базе образовательных учреждений, имеющих соответствующий юридический статус, и образовательные программы, реализующиеся соответствующими подразделениями религиозных и общественных организаций различного уровня (прежде всего, епархий, благочиний, отдельных приходов).
Примерами образовательных площадок этого типа являются учебные программы православных ВУЗов и учреждений среднего специального образования, духовных школ, а также учреждений дополнительного образования – переподготовки, повышения квалификации.
Так, например, на всех факультетах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета учебные программы составлены таким образом, что выпускники, кроме знаний непосредственно по специальности, получают также весьма серьезную подготовку по богословским дисциплинам, что дает им возможность в дальнейшем заниматься катехизаторской деятельностью. Положительным фактором является то, что ПСТГУ – не единственный православный ВУЗ, имеющий государственную аккредитацию.
Успешно развиваются Российский православный университет в Москве; Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств; Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга и другие ВУЗы в различных городах России, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Особое значение имеют и кафедры теологии в светских ВУЗах, поскольку реализация образовательных программ, разрабатываемых ими в соответствии с государственным стандартом, также открывает перед выпускниками широкие возможности, в том числе и для катехизаторской деятельности.
Следует особо сказать о программах высшего богословского образования, а также программах повышения квалификации, осуществляющихся на базе духовных школ.
Здесь наиболее ярким примером служат Высшие богословские курсы Московской духовной академии (ВБК МДА), в рамках которых реализуется целый ряд программ богословской, катехизаторской и педагогической направленности.
В сфере среднего специального образования можно привести в пример Свято-Димитриевское училище сестер милосердия; Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени святителя Алексия, митрополита Московского г. Тольятти и подобные.
Существенной особенностью программ первого типа является то, что успешно освоившие их получают диплом государственного образца, а это предоставляет наиболее широкие возможности для ведения не только катехизаторской, но и миссионерской деятельности не только в церковных, но и светских организациях.
Ко второму типу классификации следует отнести образовательно-просветительские программы епархиальных отделов, а также отделов благочиний по образованию и катехизации, работе с молодежью, воскресными школами и других. Наиболее распространенной формой организации данного вида программ являются катехизаторские курсы различных уровней, от приходского до епархиального.
Однако в отличие от программ, реализуемых непосредственно образовательными учреждениями, о которых говорилось выше, выпускники данных курсов в большинстве случаев получают документ об образовании не государственного, а установленного образца, в соответствии с Положением о курсах, утвержденным правящим архиереем, благочинным или настоятелем прихода.
Примерами являются библейско-богословские курсы им. Преподобного Сергия Радонежского Московской епархии; епархиальные курсы религиозного образования и катехизации им. Св. Прав. Иоанна Кронштадтского Санкт-Петербургской митрополии; епархиальные богословско-катехизаторские курсы им. Святого апостола Иоанна Богослова Орской епархии и другие.
Особо следует сказать о формах просветительской деятельности, которые трудно отнести к какому-либо юридическому статусу (чаще всего, их реализация – плод сотрудничества образовательных учреждений, религиозных, общественных, научных, благотворительных и иных организаций). Среди них наиболее перспективными представляются:
– разработка и распространение программ самокатехизации, как кратких, так и более полных (пример – программа самокатехизации, предлагаемая православным интернет-порталом «Азбука веры»; здесь же следует отметить и разработку мультимедиа курсов основ православного вероучения, а также организации катихизаторской деятельности;
– дистанционные образовательные программы (реализуются ПСТГУ, МДА, Патриаршим центром духовного развития молодежи (Православный Интернет курс и др.);
– организация и проведение тематических семинаров, круглых столов, встреч по обмену опытом, как церковных, так и светских педагогов, занятых в сфере катехизации (прежде всего, преподавателей ОПК).
Следует обратить особое внимание на то, что, помимо непосредственно информационной составляющей данных мероприятий, необходимо также всемерно стремиться к тому, чтобы дать возможность участникам прикоснуться к духовному опыту церковной жизни.
Так, например, краткосрочные курсы повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры», реализуемые в рамках ВБК МДА, организованы в форме учебного паломничества. Слушатели курсов, помимо непосредственно знаний, получают также опыт приобщения к духовной традиции Троице-Сергиевой Лавры. Представляется целесообразным развивать этот опыт и реализовывать подобные программы и отдельные мероприятия (встречи, семинары, конференции) в епархиальных монастырях, а также на крупных приходах.
Эффективны также  программы организации летних молодежных лагерей, предполагающих помимо досуга и активную познавательную деятельность. Зачастую это молодежные летние смены, включающие, прежде всего, активное изучение Священного Писания. Однако ничто не мешает разработать просветительские программы для подобных лагерей, направленные на подготовку катехизаторов, педагогов, миссионеров.
Подтверждения актуальности подобных разработок не требуется, поскольку необходимость подготовки активных молодых мирян в качестве приходских служителей, помощников настоятелей и, что самое главное, – истинных православных христиан – очевидна.
По продолжительности обучения образовательные программы, в том числе, по подготовке катехизаторов, разделяются на долго-, средне и краткосрочные – от нескольких месяцев до двух-трех летних курсов, имеющих статус программ дополнительного образования.
В зависимости от этого меняется набор предлагаемых слушателям дисциплин, а также «глубина» их изучения. Традиционными дисциплинами, входящими в состав образовательных курсов, как специализированных по подготовке катехизаторов, так и более общей направленности, являются Священное Писание Ветхого и Нового Завета; Православное вероучение; Православное богослужение; История Церкви; Православная культура (иконоведение, христианская литература, архитектура и подобные дисциплины).
Долгосрочные курсы также предлагают к изучению церковнославянский язык; сравнительное и нравственное богословие; богослужебный устав; сектоведение; государственное законодательство о религиозных объединениях и свободе совести и другие дисциплины.
Если курсы имеют определенную специализированную направленность (чаще всего – это среднесрочные курсы повышения квалификации), изучаются также особенности организации катехизаторской деятельности на приходе, основы православной педагогики, особенности социальной работы на приходе, работы с детьми и молодежью и иные подобные дисциплины.
Говоря о специализации существующих образовательных программ, следует выделить соответственно программы общей направленности, выпускники которых, получив довольно серьезную богословскую подготовку, в дальнейшем вполне могут вести активную катехизаторскую деятельность, став полноценными помощниками настоятелей в этой сфере.
Например, программы «Основы Православия» и «Теология» ПСТГУ, многочисленные епархиальные богословские курсы и подобные; а также специализированные программы подготовки катехизаторов. Это Высшие богословско-педагогические курсы МДА, Богословско-педагогические курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского при РПУ; Школа молодежного служения при ЦДРМ и другие, отличительной чертой которых является изучение дополнительных специальных дисциплин прикладной направленности в сфере педагогики, психологии, права и иных.
Важным условиям подготовки катехизаторов является также и создание необходимых условий их деятельности. Прежде всего, следует обеспечить достойный уровень оплаты этого серьезного труда, поскольку в ином случае, человек, принимающий на себя подобное послушание, воспринимает его как временное, пока не определится. Плоды такой деятельности будут весьма скромными.
Если мы не создадим достойных условий деятельности катехизаторов, то людей, желающих посвятить себя этому служению, будет не так много, а наши труды в сфере подготовки данных специалистов окажутся напрасными.
В Орской епархии существуют среднесрочные епархиальные катехизаторские курсы общебогословской направленности. Большинство слушателей – преподаватели воскресных школ, ответственные за миссионерскую, социальную работу приходов, а также работу с молодежью. Срок обучения – три года. Состав дисциплин вполне традиционный: «Катехизис», «Литургика», «Церковнославянский язык», «Священное Писание Ветхого и Нового заветов», «Библейская история», «Нравственное богословие», «История религий», «Патрология», «Догматическое богословие» и «Основы и методы катехизации», «Церковное пение», «Антропология», «Иконография», а также читаются спецкурсы по предметам практического направления, такие как «Основы и методы катехизации», «Основы молодежной работы на приходе», «Литературное редактирование текста».
Особое значение придается совместной молитве – регулярно проводятся Божественные литургии силами слушателей. Послушание пономарей, певчих, чтецов, алтарников и помогающих в храме полностью исполняют учащиеся курсов под руководством преподавателей – представителей духовенства. Это наиболее важно в организации работы по подготовке будущих катехизаторов, ибо именно в этом наиболее значим опыт живой веры и жизни по ней.
Этот опыт невозможно передать вне соборной молитвы, вне духовного единства. Очевидно, что подобным образом люди, несомненно, более глубоко изучают Устав Православного Богослужения, но гораздо более значимо то, что они проникаются его духом. Ведь далеко не все возможно передать лишь словом! Хотя, конечно, и словом научить возможно весьма многому.
Занятия проводятся в вечерней и заочной формах на базе Православного центра для детей и молодежи кафедрального собора. Финансируются курсы за счет епархиальных средств, обучение для слушателей бесплатное.
Важно и то, что в епархии ведется работа и с педагогами светских учебных заведений – преподавателями Основ православной культуры и других модулей. Наиболее заслуживающими внимания являются такие мероприятия, как месячник учебно-методических занятий по ОПК, проведенный в мае и в октябре 2012 г.
Месячник представлял собой цикл открытых уроков преподавателей-мастеров с целью обмена опытом с коллегами. Итоги мероприятия подчеркнули актуальность подобных инициатив, которые мы будем развивать и в дальнейшем. Также проводятся регулярные встречи и практические семинары с участием педагогов и духовенства епархии по вопросам, связанным с преподаванием ОПК.

Не менее значимым в подготовке катехизаторов является привлечение неравнодушных людей к подготовке и проведению отдельных масштабных мероприятий в этой сфере, ведь, соприкасаясь с практическим опытом ведения просветительской деятельности, многие стремятся в дальнейшем к более осознанному участию, а также углублению своих знаний в области катехизации.
Примерами таких мероприятий могут служить ежегодные открытые уроки в игровой форме для воспитанников воскресных школ епархии, а также ребят средних школ. Это тематические уроки на природе «Борьба со страстями», «Город мастеров», «Крещение Руси», «Святая Русь» и другие. Такие мероприятия по тщательно разработанным сценариям собирают около тысячи детей и взрослых участников-организаторов, родителей, духовенства. Конечно же, участвуют в их подготовке и катехизаторы. Проведению таких уроков предшествует серьезная подготовка. Представители воскресных школ готовят специальные костюмы и декорации, изучают сценарии. В результате получаются массовые праздники, которые вызывают огромный всеобщий интерес.
Важность этого соборного единства в деле воспитания подрастающего поколения очевидна.
Другим замечательным примером может быть организация зимних и летних патриотических подростковых лагерей. В нашей епархии – это регулярные смены детско-юношеского военно-патриотического клуба «Русские богатыри». Все подобные мероприятия нуждаются в тщательной подготовке и организации, к чему и следует привлекать большинство желающих, с тем, чтобы в дальнейшем они могли все более развивать полученный опыт и в перспективе стать специалистами в конкретных направлениях образовательно-просветительской работы.
Итак, возможности подготовки катехизаторов, как мы убедились, достаточно широки и реализуются в самых различных формах. Однако подобное разнообразие обуславливает и еще одну важнейшую проблему – вопрос о стандартизации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и распространить его во все епархии.
В этом направлении уже предприняты существенные меры. Высшим Церковным Советом приняты такие документы, как «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов» и «Положение об аттестации катехизаторов (30 ноября 2012 г.); Священным Синодом Русской Православной Церкви утверждены Правила организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (12 марта 2013 г.); Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации разработана «Примерная основная образовательная программа по подготовке преподавателей воскресных школ в рамках подготовки катехизаторов». В перспективе предполагается разработка аналогичных стандартов по подготовке специалистов в области миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
Самое важное – помнить, что наша цель состоит не в том, чтобы дать некий набор знаний о православной вере, а в том, чтобы научить жизни по ней, насколько возможно, и передать духовный опыт живой веры нашим ближним.
Если жизнь православной общины формируется вокруг Евхаристической Чаши, если прихожане любят богослужение и обращаются к Евангелию как к Книге Жизни, если богословие для них – не сухая схоластика, а систематическое изложение законов духовной жизни, то и человек, участвующий в подготовительных беседах перед Таинством Крещения или в иной форме просветительской деятельности прихода, будет чувствовать значимость обозначенных аспектов церковной жизни и стремиться приобщиться к каждому из них.
Важно, чтобы православный человек судил себя по заповедям Божиим, а свою жизнь и поступки сравнивал с Евангелием. Мы не всегда их исполняем, но важно осознать: «Я грешен», а не искать способов оправдывать себя.
Каждый архиерей, священник или активный прихожанин мечтает, чтобы на приходе были встречи молодежи, военно-спортивные или военно-патриотические организации, детские лагеря, бардовские фестивали и прочее. Возможно все это организовать? Да, это возможно, хотя и очень трудно. В нашей епархии мы проводим множество подобных мероприятий. Удается это, в частности, благодаря катехизаторам, которые преподают в воскресных школах приходов.

Епископ Орский и Гайский
ИРИНЕЙ,
кандидат богословия,
29 января 2014 г.





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры