ЕПИСКОП ОРСКИЙ И ГАЙСКИЙ ИРИНЕЙ О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ – БИБЛИИ

Есть на свете Книга, которая занимает по праву первое место среди всех книг – это Библия. Она – Слово Божие, источник нравственного воспитания и книга, которая дает ответ на многие вопросы людей.

В Библии рассказывается о сотворении Богом окружающего мира и человека, а также о пути падения человека и возвращении его на небо. Библия рассказывает нам, что сделал Господь, чтобы спасти человека. Для этого Бог «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Прочитав Библию с благоговением и вниманием, можно найти ответ на вопрос о смысле жизни и получить новое вдохновение.

«Библия» – слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». В ней собраны книги, написанные по вдохновению и откровению Святого Духа через пророков и апостолов. Священное Писание, а так иногда именуют Библию, разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

 

Особенности содержания

 

В большинстве христианских церквей Библия состоит из тридцати девяти книг Ветхого Завета и двадцати семи книг Нового Завета. Среди них есть канонические и неканонические.

Канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке.

Есть два вида смысла Священного Писания: словесный или буквальный и таинственный или духовный.

Например, в книге Бытия слово «вода» употребляется в буквальном смысле: «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 8–10); в Псалтири, к примеру, – в переносном смысле: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Пс. 68, 2–3).

В Библии встречаются прообразы. Это особый способ выражения таинственного смысла Священного Писания, когда авторы «сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия» [1].

Те или иные события или лица Ветхого Завета были прообразом какой-то личности или события в Новом Завете. Например, Мелхиседек, царь Салимский, будучи «священником Бога Всевышнего» (Быт. 14, 18), преподнес Аврааму хлеб и вино. Апостол Павел в послании к евреям говорит, что священник Мелхиседек есть прообраз Иисуса Христа: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, <…> уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7, 1–3). По мнению ряда святых отцов, хлеб и вино, вынесенные Мелхиседеком, – это новозаветное Таинство Евхаристии.

 

В Библии есть притчи, видения и символы

 

Притчи

Притча – это иносказание, простой способ изложить истины простому народу. С притчами часто к народу обращался Христос.

 

Видения

Видения раскрывают образы и картины, которые Бог показывал людям во сне или наяву. Например, книга Бытия (28, 11–17) рассказывает, что патриарх Иаков во сне видел таинственную лестницу, которая соединяла небо и землю. По ней восходили и нисходили Ангелы, а наверху стоял Бог. Лестница – это прообраз Божией Матери. Видение показывает, что Господь всегда промышляет о людях, посылая Ангелов для служения. Когда пришло время, Бог воплотился через Святую Деву Марию.

 

Символ

Символ – это особый способ внешних действий донесения информации до людей. Например, 19 глава книги пророка Иеремии рассказывает, как этот пророк в присутствии старейшин разбил новый глиняный сосуд. Это означало, что в ближайшее время Иерусалим будет разрушен.

 

Деление книг Библии

 

Книги Библии разделяются на четыре отдела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие.

 

Книги Ветхого Завета

1. Законоположительные

В законоположительных книгах (пять книг) находятся основные законы нравственной и религиозной жизни ветхозаветного Израиля: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Исторические

В исторических книгах (девятнадцать книг) рассказывают историю религиозной и политической жизни ветхозаветного Израиля. Это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, первая и вторая книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифь, Есфирь, первая, вторая и третья книги Маккавейские, третья книга Ездры.

3. Учительные

Учительные книги (семь книг) содержат в себе учение веры и нравственности: книга Иова, Псалтирь, Екклезиаст, Песнь Песней, Притчи Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса сына Сирахова.

4. Пророческие

В пророческих книгах (девятнадцать книг) находим предсказания о Мессии, Его приходе, и о человеке. Это книги четырех великих пророков: Исаии, Иеремии (входит книги Плач Иеремии, послание Иеремии и книга пророка Варуха), Иезекииля, Даниила и книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдея, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

 

Книги Нового Завета

В Новый Завет входят двадцать семь книг. Они делятся на исторические, учительные и пророческие.

1. Исторические

Исторические книги (пять книг) – это четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и книга Деяний апостольских. Они рассказывают о жизни и учении Иисуса Христа, а также о миссионерской деятельности святых апостолов среди людей.

2. Учительные

Учительные книги (двадцать одна книга) – это письменные труды святых апостолов. Это семь соборных посланий, адресованных христианским Церквям, а также четырнадцать посланий апостола Павла к конкретным христианским общинам. В этих книгах апостолы разъясняют христианское учение, призывают твердо стоять в вере и разоблачают лжеучителей, а также дают указания для деятельности пастырей Церкви.

К соборным посланиям относятся: соборное послание апостола Иакова, два послания апостола Петра, три послания Иоанна и одно послание апостола Иуды. Известны следующие послания апостола Павла: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям.

3. Пророческая

Пророческая книга одна – это Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). В книге описаны видения и откровения апостола Иоанна Богослова о будущей судьбе Церкви Христовой.

Все книги Нового Завета используются во время богослужений, кроме книги Откровения Иоанна Богослова, так как это книга мистическая.

 

Источник:

1. Митрополит Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская история Ветхого Завета. https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushkar/svjashennaja-biblejskaja-istorija-vethogo-zaveta/1_1

вернуться