ЕПИСКОП ОРСКИЙ И ГАЙСКИЙ ИРИНЕЙ: «СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Роль Священного Предания в Православной Церкви трудно переоценить. В своей статье Преосвященнейший Ириней рассказывает о том, что такое Священное Предание и почему оно так важно для Церкви Христовой.

Есть два способа передачи слов и учений Иисуса Христа, два источника Божественного Откровения – устная проповедь апостолов (Священное Предание) и то, что они оставили после себя в письменном виде (Священное Писание). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом.

Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым.

Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа» (Беседы на Евангелие от Матфея https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/1 ).

Церковь Христова могла обойтись без Священного Писания, если бы христиане сохранили всё сказанное Спасителем в сердце своем и воплотили всё в свою жизнь. Увы, этого не случилось.

О Священном Предании апостол Павел пишет следующее: «Хвалю вас, братия, что вы все моё помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11,2). Здесь мы видим, что апостол Павел хвалит тех людей, которые держатся предания.

Священное Предание – это истина, которую передали апостолы своим последователям, не повреждая её. А те в свою очередь передали то, что приняли от апостолов, следующему поколению.

Как бы не ошибаться в своих рассуждениях и толкованиях? Ведь апостол Петр предупреждает нас о том, что апостол Павел «написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3, 14-17).

Для таких людей, как «невежды и неутвержденные» опасны слова Библии, ибо они искажают Слово Божие в «собственной своей погибели».

Чтобы не ошибиться в толковании Священного Писания, важно знать критерий, который поможет нам правильно понимать и толковать слова Библии. Этот критерий – Священное Предание. По этой причине апостол Павел хвалит тех христиан, которые помнят и держат предания так, как он передал: «Хвалю вас, братия, что вы всё мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2), а также призывает держать предания «которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Стоит обратить внимание на слова апостола. Он на первом месте ставит устное наставление «научены словом», а затем и письменное «посланием нашим».

Благодаря Священному Преданию знаем…

Священное Предание всегда стояло на первом месте. Из Предания мы узнаем многие факты, о которых Библия говорит особым образом.

Например:

– знали ли Каин и Авель, как и какую жертву принести Богу (Быт. 4, 2-3);

– или Ной, какие животные «чистые, а какие нечистые» (Быт. 7, 2);

– откуда знал архидиакон Стефан, а сколько лет было Моисею, когда он пошел к братьям своим? В книге Деяний святых апостолов читаем: «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силён в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых» (Деян. 7, 22-23);

– откуда знал апостол Павел о том, что Ианний и Иамврий выступали против Моисея? Ведь их имена в Библии не встречаем. Он пишет: «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3, 8);

– откуда стало известно Моисею, что патриарх Иаков мечом и луком завоевал участок земли для сына своего Иосифа? В Библии об этом сказано: «я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим» (Быт. 48, 22).

Все это мы узнаем из Священного Предания. Ведь нет указаний в Священном Писании, что Моисею было сорок лет, когда выводил народ из Египетского плена. Или о том, что Иаков мечом и луком завоевал участок земли для любимого сына, а также и о том, что Ианий и Иамврий выступили против Моисея.

Из сказанного можно делать вывод, что в Священном Писании есть места, которые появились благодаря Священному Преданию. Кроме того, благодаря Священному Преданию, в Церкви Христовой появился Новый Завет. Также благодаря Преданию, мы знаем, какие книги принадлежат апостолам, а какие из книг – апокрифы. Авторитет и каноничность Священного Писания держится на Священном Предании. Священное Предание существовало до Священного Писания. Евангелие от Иоанна говорит нам о том, что «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Опираться на Священное Писание без Священного Предания невозможно.

Каждому человеку важно помнить призыв апостола Павла, чтобы во имя Бога «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3, 6).

Таким образом, Священное Предание – это то, что сохранили от Христа через апостолов и передавали от одного поколения к другому. Это текст Библии, учения Вселенских и Поместных Соборов, чинопоследование Таинств (например, что крестим во имя Отца, Сына и Святого Духа), которые освящаются благодатью Святого Духа, а также принципы духовной жизни, нравственное учение, которые способствуют духовному росту людей. Кроме того, в Священное Предание входит учение, как правильно совершать крестное знамение, обычай молиться на восток, а также, чтобы не клали земные поклоны в воскресные дни и в большие праздники.

Священное Предание объединяет людей, а не разделяет. Если кто-то учит иначе – не как учили святые отцы всегда, везде и все – значит, он отошел от Бога, от Священного Предания Церкви.

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться