СТАТЬЯ ЕПИСКОПА ОРСКОГО И ГАЙСКОГО ИРИНЕЯ «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ – ПРИТЧИ ХРИСТОВЫ»

Христос на протяжении жизни учил притчами. Они кажутся простыми, но и глубокими. Часто в них Христос говорит о Себе, о том, что Он – Мессия.

Притча о блудном сыне

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал, и нашелся» (Лк. 15, 11-32).

Притча о блудном сыне дает нам ответ на вопрос, может ли Бог прощать падшего человека. «Рожки» – пища блудного сына в далекой стране – это сладкая пища, которую ели свиньи. Ее можно найти весной, есть, пока рожки мягкие. Однако насытиться такой пищей невозможно. Подобно такой пище, грехи и пороки человека не могут насытить душу. Грешнику порой трудно, он в глубине душе плачет, ищет кого-то чтобы сказал ему: «Не греши, остановись». Увы, порой окружающие люди говорят согрешившему: «Молодец!» и прочие безумные слова. Притча показывает, что человек может сам увидеть грех и победить его. Это трудно, но возможно. Покаяние дает радость, открывает глаза.

 

Притча о сеятеле

«Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13, 3-8).

В этой притче апостолам и другим людям всё было понятно, когда речь шла о семенах и поле. Однако ученики подошли к Иисусу и спросили: «Что бы значила притча сия?» (Лк. 8, 9). Значит, в притче было что-то непонятное. Под полем можно понимать Иудею, которая должна проповедовать всем народам своими делами и словами Истинного Бога и привести к Творцу всех людей. При этом все знают, что не каждый человек одинаково слышит призыв Божий. В этой притче апостолам было не понятно, кто именно этот Сеятель. Христос проповедует всем Свое учение, Он и есть Сеятель.

 

Вход Господень в Иерусалим

Приближался праздник Пасхи. За несколько дней до его празднования Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим. Люди, среди которых многие приехали на празднование Пасхи, хотели увидеть Мессию – проповедника и чудотворца из Назарета. Христос шел в Иерусалим, зная, что наступают последние дни Его земной жизни, понимая, что в ближайшее время будет осужден на смерть и умрет на кресте. Вход в Иерусалим – это начало последних дней земной жизни Христа Спасителя.

Христос сел на молодого ослёнка и отправился в святой град. На Нем исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). Многие люди возрадовались, ибо в лице Иисуса они увидели Мессию. Апостолы и народ стелили на дороге свою одежду, чтобы воздать царские почести Христу, в руках держали пальмовые ветки, а на устах у них были слова: «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19, 38). Так они приветствовали Христа.

Видя эту картину, «некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим» (Лк. 19, 39). Ответ Иисуса был прост и тверд: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Истину невозможно заставить замолчать. Если человек не готов будет прославлять Бога, то вместо него этого сделают камни – природа. После торжественного входа Христос со скорбью произнес: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 37-38). От этих слов ученики Христа были подавлены.

 

Страстная седмица

Тем временем наступила ночь. Видя, какие почести оказывал народ Иисусу, а также слыша обличительные слова в свой адрес, первосвященники, книжники и старейшины народа решили предать Его смерти. Притом они боялись, чтобы не было возмущения людей в праздник. К ним «на помощь» под покровом ночи приходит один из двенадцати апостолов Христа – Иуда Искариотский, который спросил первосвященников: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф. 26, 15). Они предложили Иуде «тридцать сребреников» (Мф. 26, 15). Иуда, взяв деньги, искал удобного случая, чтобы предать Иисуса.

Христос стал отмечать в Иерусалиме иудейскую Пасху вместе с апостолами. Они должны были приготовлять пасхального агнца, которого евреи по традиции едят с горькими травами и пресным хлебом. Перед вкушением агнца Христос снял с Себя верхнюю одежду, затем взял полотенце и препоясался им, после чего влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам, отирая их полотенцем, которым был препоясан. Апостолы не понимали до конца, что делает Иисус. Вскоре Спаситель подошел к апостолу Петру, который стал сопротивляться, говоря: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). На что Христос ответил: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8). Тогда апостол предложил Иисусу умыть те только ноги, «но и руки и голову» (Ин. 13, 9).

Тогда же Христос взял хлеб, благословил его и разломил на части, а затем раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26). Затем Иисус взял чашу с вином и «благодарив, подал им и сказал: Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 27-28). Этим Иисус Христос установил Новый Союз между Богом и человеком. С того момента и совершается в Церкви Христовой Таинство Евхаристии.

После пасхальной трапезы Спаситель вместе с учениками направился в Гефсиманский сад, чтобы подготовиться к Своим страданиям и там провести последние часы Своей земной жизни. Туда же направился и Иуда Искариотский с людьми, вооруженными мечами и копьями. Гефсиманский сад стал местом преддверия Крестной смерти Иисуса Христа. Наступили последние и самые трудные часы Его земной жизни. Спаситель в те минуты обратился к своим ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 38). Однако апостолам было трудно, они были потрясены, видя состояние Иисуса и слыша Его слова. Христос в те минуты молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). В этот момент человеческая природа Иисуса Христа содрогалась перед чашей страданий. Молился так, что «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22, 44).

Диакон Андрей Кураев об этих каплях говорит: «Это явление известно медикам. Когда человек находится в состоянии крайнего нервного или психического напряжения, то иногда – (крайне редко) такое бывает. Капилляры, которые находятся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает сквозь кожу через потовые протоки, смешиваясь с потом. В таком случае действительно образуются крупные капли крови, которые стекают по лицу человека. В таком состоянии человек теряет очень много сил» (диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М. 1997. С. 127).

После этих молитв Христа сад внезапно осветился фонарями и факелами людей. Впереди народа шел Иуда, который показал место нахождения Иисуса Христа и Его учеников. Иуда подошел ко Христу и поцеловал Его. Это был знак, ибо заранее он сказал страже: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф. 26, 48). Спаситель знал предательскую цену этого лобызания. По этой причине и спросил: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48). Воины схватили Иисуса. Апостол Петр, видя все это, вынул меч свой, чтобы защитить Учителя «и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо» (Мф. 26, 51). Христос же сказал ученику: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 53).

Апостолы оставили Христа и разбежались. Воины повели Спасителя на суд в дом первосвященника Каиафы, где собрались книжники и старейшины народа. Было много лжесвидетельств на Иисуса. Христос молчал, ничего не отвечал. Тогда Каиафа задал Ему последний вопрос: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26, 63). Ответ Иисуса потряс первосвященника, ибо Спаситель произнес: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26, 64). По мнению Каиафы это было богохульство. Тогда первосвященник «разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: Повинен смерти» (Мф. 26, 65-66). Цель Каиафы была достигнута, Синедрион решил предать Христа смерти – распятию за то, что Христос «сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19, 7). В глазах иудеев это кощунство.

Христос еще раз свидетельствовал перед ними, что Он – Мессия, Спаситель, которого ждали народы мира. Увы, те, кто должны первыми принять своего Мессию, отвергли Его.

Синедрион не имел права казнить преступников, нужно было получить разрешение у римского прокуратора Понтия Пилата, к нему они и обратились. Утром следующего дня члены Синедриона взяли Иисуса Христа и повели на суд римского прокуратора Иудеи Понтию Пилату, чтобы он подписал смертный приговор. Пилат, увидев Иисуса, спросил членов Синедриона: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин. 18, 29). В ответ евреи сказали ему: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин. 18, 30). Дальше Пилат предлагает иудеям самим судить Иисуса: «По закону вашему судите Его» (Ин. 18, 31). На что иудеи Пилату ответили, что им «не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18, 31).

Чтобы Пилат понял, что Иисуса необходимо предать смертной казни, Синедрион обвинил Христа в том, что Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и провозглашает Себя царем. Обвинения показались Пилату страшными, он и спросил Иисуса: «Ты Царь Иудейский?» (Мк. 15, 2). Христос ему ответил вопросом: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин. 18, 34). Пилат, желая показать, что он гражданин Рима ответил Иисусу: «Разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» (Ин. 18, 35). В ответ Христос сказал Пилату, что Он Царь, но царство Его не от мира сего. «Царство Мое – не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда… Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 36-37).

Пилат понял, что Христос не опасен для Рима, и у Него нет желания править в Иудее, что Он является лишь религиозным проповедником. Римский прокуратор Иудеи вышел к народу и сказал: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18, 38). Иудеи снова начали кричать и требовать смертной казни Иисуса. В ходе беседы Пилат понял, что Христос из Галилеи. Чтобы снять с себя вину Пилат отправляет Иисуса на суд к Ироду Антипе, правителю Галилейской области. Ироду Христос ничего не отвечал. Не найдя в Нем вины, Ирод отправляет Христа обратно к Пилату, надев на Иисуса светлую одежду в знак Его невиновности.

Понтий Пилат, видя, что и Ирод не нашел в лице Христа преступлений для смертной казни, хочет отпустить Его. Однако первосвященники продолжали требовать казни Иисуса. Тогда Пилат предложил им: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» (Ин. 18, 39). «Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву» (Мк. 15, 11). Варавва – это разбойник, убийца, и Пилат не ожидал такой просьбы от народа. А люди все больше требовали отпустить разбойника Варавву, а Христа распять. Тогда Пилату ничего не оставалось делать, он «отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15, 15).

Воины отвели Христа во внутренний двор претории, привязали Его к столбу и начали бить плетями. Иисус был на грани смерти от ударов и потери крови. После бичевания воины надели на Спасителя красный плащ, а на голову венец из терна. Пилат думал, что окровавленный Христос произведет на иудеев милость, и они Его помилуют. Однако Пилат ошибся, народ и дальше требовал: «Распни, распни Его» (Ин. 19, 6). Пилат спросил их: «Царя ли вашего распну?» (Ин. 19, 15). На что первосвященники отвечали: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 15). Увы, было время, когда евреи говорили: «Нет у нас царя, кроме Бога». Ныне они признали власть Рима над ними. Пилат «предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Ин. 19, 16). Предавать Христа казни Понтий Пилат не хотел, и он показывает иудеям, что «невиновен в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24), умыв свои руки перед народом. Этим он показывает, что выступает против распятия Иисуса. Суд у Пилата закончился, Христа отправили на распятие на кресте, а разбойник Варавва вышел на свободу.

Христу предстояло нести Свой Крест до места казни. Вместе со Спасителем должны были распять двух разбойников, одного по правую, а другого по левую руку. Христу было трудно идти, Он несколько раз падал под тяжестью Креста. Чтобы помочь Ему, воины заставили нести Крест Христа одного крестьянина, который возвращался с поля. Евангелист Матфей пишет: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симон; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27, 32). С трудом они вышли за стены города и пришли на лобное место, называемое Голгофой. Это был холм, похожий на человеческий череп. Перед распятием на кресте осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною, чтобы хоть как-то смягчить свои страдания. Иисус Христос отказался от этого напитка.

Стоит отметить, что распятие было одной из самых ужасных казней человечества. Руки и ноги осужденного прибивали или привязывали к столбу или кресту. Под ноги осужденного делали подпорку, чтобы он мог легче перенести страдания. Распятому было трудно, ибо «кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья… Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты» (диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М. 1997. С. 128). Так пригвожденный человек к столбу или кресту умирал медленно и мучительно, призывал на помощь смерть, но она все медлила и не приходила.

По сторонам Христа распяли двух разбойников. Иудеи, не ведая, исполнили предсказание пророка Исаии: «И к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). Ко Кресту, на котором был распят Христос прибили табличку, на которой было по-еврейски, по-гречески и на латыни было написано, в чём Его «вина»: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19). После распятия Христа Спасителя воины стали делить между собой Его одежду. Так как хитон Иисуса не имел швов, ибо он весь был соткан сверху донизу, не желая портить его, стражники согласились бросить жребий по нему, чтобы знать, кому он достанется целиком. Все это давно предсказывал пророк и царь Давид, он писал: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21, 19).

Увы, закон по отношению ко Христу был нарушен. Спасителя дважды подвергли наказанию за одно и тоже преступление, что было недопустимо, в том числе и по римскому закону. Первый раз Его наказали бичеванием, а второй раз – распятием. После распятия солнце скрылось, наступила тьма. Страждущий Христос произнес: «Боже Мой, Боже Мой! – для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Между тем смерть приближалась. Спаситель произнес: «жажду» (Ин. 19, 28). Стерегущий распятых, видя сосуд с уксусом, взял трость с губкой, смоченной в уксусе, поднес ее к губам Христа. Страдалец «вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30). Так закончился земной путь Иисуса Христа.

Иудеи торопились, чтобы до заката солнца снять тело Христа и двух разбойников с крестов, ибо наступал великий праздник – праздник Пасхи иудейской. Чтобы ускорить смерть распятым, воины перебили голени двум разбойникам. Один из воинов копьем пронзил ребра Христа, чтобы убедиться, что Христос скончался. Из ребра «тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34). Это означало, что сердце не выдержало мук, а значит, Спаситель умер от разрыва сердца раньше. После чего Иисуса сняли со Креста, обвили Его тело пеленами с благовониями и положили в новом гробе недалеко от распятия. Вход в гроб завалили большим камнем. Боясь, что ночью ученики могут украсть тело Иисуса, первосвященники и книжники с фарисеями приставили стражу у гроба.

вернуться