СТАТЬЯ ЕПИСКОПА ОРСКОГО И ГАЙСКОГО ИРИНЕЯ «ХРИСТИАНСТВО О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ И ЧЕЛОВЕКЕ»

«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») – икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух (вместе с фресками во Владимире) сохранившихся работ, которые достоверно принадлежат ему. Это одна из самых прославленных русских икон. Подлинник иконы хранится в зале древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Икона «Троица»

Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева раскрывает Божий «совет» о человеке.

Образ Святой Троицы был явлен в виде Трех Ангелов, которых гостеприимный Авраам принял и беседовал с Ними у Мамврийского дуба. Праведный Авраам пригласил путников отдохнуть и подкрепиться. Сарра, жена праотца Авраама, испекла хлеб, а хозяин дома для гостей заколол лучшего теленка. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что у него и у Сарры родится сын.

Икона Святой Троицы

Преподобный Андрей Рублев пишет образ явление Святой Троицы. Он особым образом изображает ангелов. Он передает события давно прошедших дней (в момент творения человека беседа Святой Троицы), той минуты (трапеза у Авраама) и показывает будущее (установление Евхаристии и спасение человека).

Однако, увы, преподобный Андрей как будто специально нарушает главный принцип иконного писания. Обычно персонажи с икон смотрят на людей, призывают их к молитве к Богу. На иконе мы видим, что лица ангелов обращены друг ко другу.

На иконе мы не видим праведных Авраама и Сарру, а только ангелов за трапезой и чашу. Икона обращает внимание на самое главное – на беседу Отца, Сына и Духа Святого о творении человека, о его грехопадении и о том, что Сыну нужно пойти на землю взяв человеческий образ, чтобы искупить падение Адама и человеческие грехи.

Бог Отец и Святой Дух обращаются к Христу: «Готов ли Ты идти помочь человеку, стать человеком?». Вторая ипостась Святой Троицы смиренно отвечает: «Да, Я готов, Я пойду».

Есть разные варианты, Кто из Лиц Святой Троицы изображен в центре, с право и с левой стороны.

1-й вариант: слева – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа — Святой Дух.

2-й вариант: слева – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух.

3-й вариант: слева – Бог Отец, в центре – Святой Дух, справа – Бог Сын.

4-й вариант: слева – Святой Дух, в центре – Бог Отец, справа – Бог Сын.

Любой вариант приемлем, уместен. Троица Единосущна и Нераздельна.

Апостол Филипп просил Иисуса Христа показать ему Отца. «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Иоанн 14, 8). Спаситель ответил: « Видевший Меня видел Отца…Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Иоанн 14, 9-11).

В другой раз Иисус Христос говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоанн 17, 21).

Дело спасения человека – это дело исполнения промысла Божия о мире.

На столе мы видим чашу с едой, из которой ели путники. В чаше лежит голова овна или тельца, то есть жертвенного животного. Средний Ангел благословляет Чашу. Вместо животного Он принесет Себя в жертву. Больше кровь животных за грехи людей не будет пролита. Чашу страданий выпьет Христос. Он и установит Евхаристию. Новую Чашу со Святым Причастием предлагает нам Бог.

Итак, решение принято. Сын Божий пойдет к людям. Диакон Андрей Кураев говорит: «Чаша страдания и жертвы благословляется сейчас, перед созданием человека. И Новый Адам будет молиться об этой чаше в Гефсиманском саду. И примет ее – потому что принял ее Он уже в Вечности, на изначальном Тройческом Совете». Диакон Андрей Кураев: Школьное богословие. М., 1997, с. 82

Отец Андрей предлагает внимательно смотреть на икону. Там можно увидеть еще одну Чашу. «Ее образуют силуэты двух крайних Ангелов. В эту чашу помещен средний Ангел. Ему не просто предстоит принести жертву. Ему не просто предстоит благословить жертву и благословить жертвенную чашу. Ему Самому предстоит принести Себя в эту жертву...

Такова цена решения: “Сотворим по образу...”». Диакон Андрей Кураев: Школьное богословие. М., 1997, с. 82

О Святой Троице

В Библии слово «Троица» отсутствует. Однако в Священном Писании есть все элементы, подтверждающие реальность, заключенную в слово «Троица». По этой причине принять или понять тайну Святой Троицы сложно и трудно. Нам трудно понять один и три, три и один, но у Бога другие мысли.

Христианская Церковь учит о Троице, что Бог один, но в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. О том, что Бог есть в трех Лицах, мы знаем только потому, что Он Сам нам это открыл. Если бы Он этого нам не открыл, то человек своими силами никогда бы не смог додуматься до этой реальности, превосходящей способности его ума.

В Троице Три Лица или Ипостаси. Это один Бог. Ни одно из Лиц ни выше, ни ниже другого. Диакон Андрей Кураев говорит: «Они различаются между собой только отношениями: порождающий (Отец) – порожденный (Сын), выдыхаемый (Святой Дух) и выдыхающий (Отец и Сын)». Диакон Андрей Кураев. Троица 

Трудно, ибо Бог не похож на нас, Он бесконечен. Пророк Исаия говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Исаия 55, 8).

Творец непостижим, Бог свободен. Он не подчиняется законам этого мира. Бог свободен и от ограничений нашей формальной логики

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться