«ТОЛЕРАНТНОСТЬ» – СТАТЬЯ ЕПИСКОПА ОРСКОГО И ГАЙСКОГО ИРИНЕЯ

Толерантность. Введение

«Толерантность» – понятие изначально положительное. Но, к сожалению, в наше время очень многими людьми оно искажается. Обществу в целом, и каждому человеку в частности, порой довольно агрессивно навязываются глубоко ошибочные представления об этом явлении. Любую добрую вещь можно испортить, понятие и мысль исказить. Чтобы избежать печальных последствий, нам следует глубоко вникать, осмысливать происходящее, обращаться к основам тех или иных социальных понятий и процессов. Толерантность в этом – не исключение.

Понятие и виды толерантности. Законодательство РФ в данной сфере

Толерантность – без преувеличений глобальное понятие. В зависимости от сферы общественных отношений, в которых она проявляется, выделяют следующие ее виды:

– политическая – подразумевает уважительное отношение к людям, придерживающихся других политических взглядов;

– педагогическая – уважительное отношение к людям, независимо от их образованности и уровня интеллекта;

– возрастная – неприемлемость суждения о способностях и иных качествах человека на основании его возраста;

– религиозная – недопустимость ущемления людей, придерживающихся других религиозных взглядов;

– гендерная – все люди, независимо от пола, должны иметь равные права и возможности;

– физиологическая – каждая личность является полноправной, независимо от физических возможностей и ограничений.

Слово «толерантность» с латинского языка переводится как «терпеть, переносить, выносить, привыкать». Значит, толерантность понимается как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поступкам, а также способность предоставить другому возможность свободы мысли и действия.

Большой Энциклопедический словарь дает такое определение толерантности: «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». (Большой Энциклопедический словарь. – 2000.)

 

Определение ООН о толерантности

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». (Преамбула Устава Организации Объединённых Наций.)

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке, а в России слово появляется в либеральной печати в середине XIX века. В XX веке слово практически исчезло из разговорной речи и вновь появилось и вошло в широкое употребление только в конце этого века.

Государство обязано не допускать дискриминацию человека «в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения» – об этом говорит статья 136 УК РФ.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание – штраф в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы (либо иного дохода) за период от года до двух лет. Или же лишение права занимать определенные должности, а также запрет заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет. Возможны обязательные, исправительные или принудительные работы. В особо тяжких случаях – лишение свободы на срок до пяти лет. (https://stykrf.ru/ 136 Уголовный кодекс РФ. Особенная часть УК РФ. Раздел VII. Преступления против личности. Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.)

Публично или через СМИ недопустимы:

1. Действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. К этому призывает статья 282 УК РФ.

За данные правонарушения человек привлекается к административной ответственности и ему грозит штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до трех лет. Ответственность за эти правонарушения также предполагает возможное привлечение к принудительным работам на срок от года до четырех лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Грубые нарушения караются лишением свободы сроком до пяти лет. (https://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-10/gl-29/st-282-uk-rf Уголовный кодекс РФ 2021. Часть 2 Уголовного кодекса РФ. Раздел 10. Преступления против государственной власти Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Статья 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.)

2. Действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или через СМИ с применением насилия или с угрозой его применения, с использованием служебного положения человека, либо организованной группой лиц влекут за собой возможный штраф от трехсот до шестисот тысяч рублей. Или же принудительные работы, должностные запреты до трех лет. В особых случаях – лишение свободы сроком до трех лет. (https://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-10/gl-29/st-282-uk-rf Уголовный кодекс РФ 2021. Часть 2 Уголовного кодекса РФ. Раздел 10. Преступления против государственной власти Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Статья 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.)

 

Изначальное употребление термина в медицине

Раньше термин «толерантность» употреблялся только в медицине и биологии. Он обозначает зараженные клетки, ткани или органы, неспособные восстанавливаться или защищаться от вирусов и штаммов. Например, раковые больные – толерантные, по медицинским понятиям.

Большой толковый медицинский словарь о толерантности говорит: «Толерантность (лат. tolerantia способность переносить, терпеливость; син. переносимость) в фармакологии – способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества или яда без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта». (Большой толковый медицинский словарь. 2001. https://rus-big-medical.slovaronline.com/48487-толерантность)

Таким образом, толерантность в медицине означает неспособность организма к борьбе инфекцией. Организм не может защитить себя от заразы, ему к ней легче приспособится, чем бороться. Толерантная клетка или организм теряет иммунитет, человек слабеет и умирает.

 

Христианство и толерантность

Под влиянием Запада сегодня о толерантности все более говорят, как о форме равнодушия, подчеркивается необходимость «всё терпеть», не обращая внимания на то, что происходит вокруг.

Христианство, напротив, призывает не быть равнодушными друг к другу. Мы должны помочь и себе, и другим обрести спасение души, не дать другому человеку погибнуть. Православие призывает любить грешника и ненавидеть грех. Христос говорил не о терпении только – Спаситель призывает любить и любить деятельно. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лука, 6, 27-28). Любить, значит спасать человека, порой и против его воли. Для этого я должен уметь дать оценку поступкам человека, чтобы уберечь его и окружающих от беззаконий и возможной гибели.

Одна из форм такой заботы – правдивая нравственная оценка греховных поступков человека: нужно уметь сказать, что грех – это грех. Но в современное определение толерантности настойчиво вкладывают требование «закрывать глава», не видеть того, что делает другой человек. Людям предлагают делать вид, что происходящее с другими лично их не касается, и якобы такие действия сохраняют добрые отношения, а значит общественную стабильность и прогресс.

Но одно – терпимость к недостаткам человека, с которыми он рожден, и совсем другое – отношение к порокам общества. Например, мы снисходительно относимся к человеку, у которого слабое здоровье. Бывает, что больной человек делает все медленно. Это нас раздражает. Но мы понимаем больного, прощаем и терпим его.

Нельзя путать толерантность и законы гостеприимства. Хозяин дома оказывает теплый прием гостям. Но и гость должен подчиняться правилам морали, культуры, которые есть в этом обществе и в именно в этом доме. В своем доме хозяин – хозяин, а никак не гость. Но современная «толерантность» предлагает хозяину и гостю «меняться местами», чтобы гость стал хозяином, а хозяин – гостем в своем же доме. Об этом свидетельствуют проблемы миграции, особенно в европейских странах.

Если спросить либерала-грешника: «Готовы ли вы принять мою точку зрения, что гомосексуализм – это грех? И что вы не имеете права пропагандировать аморальные деяния, тем более совершая массовые шествия по городу?», скорее всего, будет получен ответ, что я не имею права так рассуждать, что это ненормально, и что я должен отказаться от моих взглядов, ибо они не толерантны.

Проявлять толерантность – не значит уступить. Никто не должен жертвовать нравственными законами и терпимо относиться к безнравственным взглядам и поступкам людей. Всё это несет угрозу обществу.

Нравственный закон существует в каждом обществе, он охраняется государством, религиозными требованиями, народными обычаями. Этот закон должны соблюдать все, в противном случае создается большая угроза для социальной стабильности и благополучного развития общества в целом

Нравственный закон – это «соль», это фундамент, на котором стоит наш мир. Соль – продукт, который сам не гниёт и в соприкосновении с другими продуктами не даёт загнить и им. Поэтому Господь наш Иисус Христос и приводит своим ученикам в пример именно СОЛЬ. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Матфей, 5, 13). Не будет фундамента – мир рухнет.

Свобода слова и печати – хорошее дело. Но важно знать, каких слов и какой печати. Можно легко через телевидение и печатные издания вбрасывать в массы аморальные понятия и нормы, например, призывать к насилию, разводам или суициду. В таком случае мы потеряем общество.

Православные христиане имеют полное право сохранять теплые дружеские отношения со всеми людьми, в том числе и с теми, кто иначе верит или совсем не имеет веры. Но это не значит, что мы не должны возражать по тем вопросам, которые нас разделяют. Запрет говорить о пороках общества – это нарушение и уничтожение принципа толерантности. Мы осуждаем грех и должны быть готовы помочь человеку избавиться от него. Одно дело мировоззрение, другое дело – конкретные люди.

Можно ли быть терпимым к сатанизму, несмотря на то что это мировоззрение человека? Конечно, нет. Если мировоззрение несет зло человеку, то я должен бороться с этим явлением.

Можем ли мы быть терпимы к убийству, насилиям, воровству и прочим беззакониям? Нет, ни в коем случае! Должны сочувствовать грешнику, но обязаны ненавидеть грех. Так, я могу сочувствовать алкоголику, но не могу быть терпимым к пьянству. Могу быть терпимым к вору, но не к воровству.

Ученые не могут быть толерантны. В научной среде среди ученых всё время ведутся дискуссии, и это нормально. Без этого наука не может развиваться.

Религия – тоже, в немалой мере, наука, которая касается духовной сферы нашей жизни. В каждой религии есть своя теория по тем или иным основным аспектам вероучения.

 

О современном понимании толерантности в Европе

Приведем два примера современного понимания толерантности в Европе, когда это понятие трактуется в крайней мере искаженно. Так, широкое обсуждение получило принятие в Швейцарии закона о запрете строительства минаретов. Еще более острые дискуссии вызывает одобрение парламентом Дании законопроекта, обязывающего все церкви страны венчать гомосексуальные пары.

Рассмотрим подробнее эти ситуации.

Толерантность и строительство минаретов в Швейцарии

Законодательство Швейцарии допускает выдвижение народных инициатив по изменению Конституции и выставление их на референдум независимо от того, одобрены ли эти инициативы парламентом страны. Один из вопросов, решавшихся на референдуме, касался строительства в стране новых минаретов. Голосование состоялось 29 ноября 2009 года. По его итогам против строительства выступили 57,5 % принявших участие в голосовании граждан. Явка избирателей при этом составила 53 %.

Трудно понять недовольство отдельных людей и групп по поводу запрета на строительство минаретов в Швейцарии. Одни поддерживали выбор, другие возмущались. Последние активно ратовали именно за толерантность. И, кроме того, прочили стране большие экономические трудности, ведь «швейцарцы ежегодно получают от бизнеса с мусульманскими странами более десяти миллиардов долларов прибыли; из одних только стран Персидского залива ежегодно приезжают сто семьдесят тысяч человек». (https://ria.ru/20091130/196230101.html Швейцария – страсти по минаретам.)

Народ понимал, с какими трудностями страна столкнется. И тем не менее, выбор был сделан. Однако и сами мусульмане, конечно, повлияли на такое положение дел. Европейцы хорошо помнят речь Эрдогана (впоследствии премьер-министра и президента Турции), произнесенную в 1997 году, в которой говорилось: «Мечети – это наши казармы, купола – наши шлемы, минареты – наши штыки, верующие – наши солдаты. Эта святая армия охраняет мою религию». (https://en.wikipedia.org/wiki/Swiss_ban_on_minarets Референдум по швейцарскому минарету 2009 года.) Разве эти слова можно назвать толерантными? Нет.

Говоря о выборе народа в данном вопросе, швейцарские эксперты отмечают, что в стране никто не выступает против мусульман и мечетей, не нарушается свобода вероисповедания. Однако минареты – это скорее символ политический системы и попытка навязать народу шариатские законы.

И тем не менее, поток критики всё более набирает обороты. Основной аргумент – нарушение принципов толерантности. Но в чём?! Народ высказался в своей стране, принято общее решение. Почему нельзя принять его выбор? Ведь в стране не запретили молиться в мечетях, никто не преследует мусульман. Речь исключительно о строительстве минаретов.

Закон толерантности в Дании или венчание гомосексуальных пар в церкви

В 1989 году Дания стала первой страной, легализовавшей гражданские гомосексуальные союзы. С 1997 года такие пары добивались права на венчание в церкви.

Право это они получили в 2012 году, когда парламент страны принял закон, обязывающий все церкви страны венчать гомосексуальные пары. Согласно этому закону, любой священник может отказаться от венчания таких пар, но в таком случае местный епископ должен найти ему замену.

Однако представители власти забыли, что толерантность предполагает выбор, но только если это не относится к тому, что человек не имеет права совершать. Священное Писание и каноны Церкви прямо запрещают это делать. Апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Коринфянам, 6, 9-10).

По мнению же датских законодателей эти слова должны забыть священники, которые будут венчать такие пары.

В этом случае представители парламента страны продемонстрировали лишь собственное невежество. Судя по всему, им неведомо, что Таинства Церкви – не услуга, которую надо осуществлять по предъявлению оплаты за нее, а заслуга. Человека можно заставить совершать все что угодно. Однако совершитель церковных Таинств САМ БОГ. Его не заставишь. Будет ли Бог венчать такие пары? Нет. Православный священник только свидетельствует, что «венчается раб Божий на рабе Божией».

Заключение

Православный христианин может и должен сохранять хорошие отношения с теми, кто придерживается других религиозных или философских взглядов. При этом он имеет право дискутировать с такими людьми, обсуждать и доказывать свою точку зрения. Апостол Павел сказал: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Коринфянам, 11, 19).

Нет ничего предосудительного в том, чтобы прямо и спокойно говорить человеку, что мы с чем-то не согласны. Если же чувствуем неправоту собеседника в чем-либо, нужно терпеливо и полно объяснять ее с точки зрения христианской религии.

Христиане не могут согласиться с тем, что не имеют права критиковать те или иные религиозные взгляды и сатанизм. Верующие призваны проповедовать мир между людьми. Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн, 13, 35). При этом дискуссии допустимы. Но их итогом должно быть только укрепление взаимопонимания, исключение недоумений, недосказанности.

Православные христиане принимают толерантность как терпимость к праву каждого человека иметь свое мнение по разным вопросам. Но для нас толерантность – никак не закон, запрещающий обсуждение иных взглядов. Такое понимание толерантности чуждо не только христианам. И оно слишком далеко от настоящей, глубокой сути этого понятия. Поэтому многое из того, что под призывом сохранения «толерантности» навязывает современный мир, нами решительно отвергается. Такая «толерантность» – не путь христианина.

 

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться