«РАЙСКОЕ ДЕРЕВО» В КИРОВЕ: ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ ИЛИ СПОРОВ?

В Кирове на перекрестке улиц Володарского и Советской появился новый необычный памятник – «Райское дерево». Объект представляет собой фигуру высотой около четырех метров, изображающую дерево с кроной в виде шара. В ветвях дерева спрятался змей, обвивающий запретный плод – красное яблоко. Мотив автора – библейский сюжет о змие-искусителе, склонившем праматерь Еву к нарушению заповеди Бога «не вкушать от запретного плода».

Арт-объект называется «Райское дерево» и установлен компанией-застройщиком «Железно» [4]. Автор скульптуры художник Андрей Скляров говорит, что «райское или Эдемское дерево находилось в центре райского сада» и потому он счел оптимальным поместить этот памятник «в исторической части города», ведь «каждое райское местечко должно иметь свое райское дерево…»

В администрации города что-либо комментировать и вовсе отказались: «Вопрос о памятнике нас не касается. Скульптура находится на придомовой территории, никакого согласования с нами в этом случае не нужно» [4].

Появление не совсем обычного памятника вызвало общественный резонанс – у людей возникли недоумения, имеет ли он вообще право на существование; кому, в итоге, такой памятник посвящен, и в целом – о чем стоит задуматься, видя нечто подобное.

Мнения горожан по поводу памятника, который в народе уже нарекли «Змей-искуситель» разделились. Есть те, кто считает, что объект очень красив, и «наконец-то в Кирове появились изящные скульптуры». Кто-то, напротив, выражает крайнее неприятие, называя его греховным и отвратительным. Некоторые с презрением говорят: «Изваяли бы лучше что-нибудь посвященное человеку труда, врачу, пожарному!» Иные же просто запаслись попкорном и делают ставки: как быстро памятник снесут [4].

Однако, стоит отметить, что памятники с библейскими сюжетами есть и в других городах, например, московский фонтан «Адам и Ева».

Итак, памятник стоит, споры продолжаются.

Чтобы «направить энергию в нужное русло» можно напомнить нашим читателям, какой же грех совершили прародители и о чем действительно будет небесполезно поразмышлять, пользуясь возникшим поводом.

Так и поступим.

Библия свидетельствует, что первым жилищем человека, дарованным ему Богом, был Едемский сад. Адам должен был возделывать и хранить его» (Бытие 2, 15). Кроме того, наш праотец услышал от Господа: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2, 16-17). Итак, Адаму было заповедано возделывать райский сад и воздерживаться от запретного плода, уже в Раю человек был призван к труду и воздержанию, т.е. к посту. Пост важен и нужен для человека, но гораздо важнее то, что стоит за ним. Пост – всегда путь к чему-то. Так, Великий пост – путь к празднику Воскресения Христова. И соблюдается он не ради самого воздержания, а ради грядущей Пасхи Христовой. Плодом поста должно стать изменение человека, каждый призван стать лучше, возрасти и окрепнуть духом.

Не вкушать плодов одного древа было не слишком трудно для первых людей – ведь им был дан весь Рай. И заповедь эта была дана до определенного момента – достигнув должной меры духовной крепости, человек мог приступить к запретному плоду.

Теперь в храмах мы каждый день слышим возглас священника на Божественной литургии: «Со страхом Божиим и верою приступите» – так и тогда прародители должны были услышать от Бога: «Приступите, вкусите». Многие святые отцы говорят о том, что плод познания добра и зла – есть символ Чаши с Причастием.

Как сейчас, готовясь к Таинству Причастия, мы больше молимся, держим пост, просим прощения и сами прощаем, так и тогда Адам и Ева должны были воздерживаться от вкушения с древа, чтобы позже вкусить плод, будучи готовыми к этому.

Было ли древо познания добра и зла – злом? Нет. Бог не творил ни смерти, ни зла.

Знал ли Адам, что такое добро и зло? Да. Добро – это Сам Бог. Добро – это окружающий мир, который был сотворен Богом «добро зело» (см. Бытие 1, 31).

Знал ли Адам, что такое зло? Тоже да. Бог говорил Адаму: «Нехорошо человеку быть одному». Зло удаляет от Бога, от людей и от всего живого. Быть в единстве Богом, с людьми – это добро.

Диавол-змей искушает Еву, спрашивая: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?» (Бытие 3, 1). В его вопросе ложь: он говорит о запрете вкушать от всякого дерева, а не только от одного. Праматерь отвечала: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди Рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Бытие 3, 2-3).

Вступив в разговор с искусителем, Ева совершает несколько грехов. Первый грех уже в том, что она беседовала с ним. Она не должна была отвечать змию. Со злом нельзя беседовать – с грехом только борются. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Псалом 33, 15) призывает слово Божие.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Смотрите, какая здесь чрезвычайно тонкая хитрость! То, чего Бог не говорил, диавол предлагает в виде совета и вопроса, как будто заботясь о них. Для чего это? Что пользы жить в раю, коль скоро нельзя пользоваться тем, что есть в нем, а приходится испытывать тем большую скорбь, что смотреть можно, а удовольствия, происходящего от пользования, не получать? Видишь, как он чрез эти слова, точно чрез приманку, впускает яд? Жене надлежало бы из самого этого начала догадаться о крайней дерзости диавола» [2].

Второй грех в том, что Ева усугубляет Божию заповедь. Господь сказал «не есть от плода древа познания добра и зла». Ева же добавляет к словам Творца «не прикасайтесь к ним» (Бытие 3, 3). За словом последовало сомнение: ведь обращавшийся к ней змий висел на древе, прикасался к плодам и не умирал! «Если он не умирает», – подумала Ева, – значит, Бог действительно обманул, сказав, что мы «умрем» (Бытие 2, 17). Увы, Ева по-своему толкует слова Бога… и соглашается, вкушает от запретного плода.

Совершающий грех – отчуждает себя от Бога. Совершающий грех – тянет и других людей ко греху: «Видишь, как мне хорошо и весело!» Так говорит совершивший грех. Порой доходит до того, что человек хвалится своим грехом, предлагает и даже требует от других пробовать, чтобы и им «было весело».

То же самое совершает Ева: вкусив, идет к мужу и предлагает ему попробовать запретный плод. Она допустила помысел, что уже богиня, что выше Адама. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Ева поверила змию и поспешила вкусить прежде мужа, чтобы стать главой того, кто был ее главой, соделаться повелительницей того, от кого должна была принимать повеления» [3].

Ева, а затем Адам вкусили от запретного плода, будучи неготовыми к тому. Но Бог говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезекииль 33, 11), Он призывает людей к покаянию – «и воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? … Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Бытие 3, 9-11).

Но вместо покаяния Адам обвиняет Еву и Самого Бога в том, что согрешил. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Бытие 3, 12). Видя, что Адам не сожалеет о содеянном, Бог обращается к Еве в надежде на то, что она покается: «Что это ты сделала?» (Бытие 3, 13). Однако, увы, и Ева не желает осознать свой грех и отвечает Богу, что виноват змий, который соблазнил ее, а не она – «жена сказала: змий обольстил меня, и я ела» (Бытие 3, 13).

Наши праотцы отказывались принять вину. Нередко и нам, их потомкам, нелегко это сделать – виноват кто угодно, только не я. За нарушение заповеди и нераскаяние Адам и Ева были наказаны и изгнаны из рая. Нам нельзя забывать об этом.

Упорствуя в самооправдании, Адам слышит от Бога: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: „не ешь от него“, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3, 17-19).

Обратился Бог и к Еве: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3, 16). До этого было наоборот: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Бытие 2, 24).

Таким образом, с момента грехопадения муж стоит во главе семьи, вместе с женой они принимают решения, но последнее слово остается за мужем.

Искренне надеюсь, что новый памятник может стать не причиной споров, а напоминанием, прежде всего, мужчинам – об их обязанностях быть во главе семьи, а женщинам – о важности подчинения мужу. Желаю, чтобы каждый мужчина уподоблялся Христу. Как Бог возлюбил человека даже до смерти, так и муж призван любить супругу и быть готовым умереть за нее, подобно Спасителю.

Дай Бог, чтобы эта скульптура вновь напомнила людям о Священном Писании, о Слове Бога к человеку, а ее появление стало бы поводом задуматься, на кого похожи мы сами, наши супруги и дети. Как сильно в нас желание делать что-то запретное? Принимают ли наши домашние слова отца и мужа или ищут «советчиков» на стороне? Не подобны ли мы сами Еве в своих делах и мыслях?

Молимся, чтобы, видя этот памятник, люди задумались о цене великой ошибки наших прародителей и во многих сердцах бы затеплилось стремление сделать все, что в наших силах, и с Божией помощью исправить ее последствия.

 

Епископ Орский и Гайский Ириней

 

Источники и литература

1. Библия. М., 1992

2. Иоанн Златоуст, святитель. Толкования на Священное Писание. Книга Бытия. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Азбука веры»

URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/16

3. Ефрем Сирин, преподобный. Толкования на Священное Писание. Книга Бытия. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Азбука веры»

URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3

4. «Памятник Сатане» в Кирове стал яблоком раздора [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 17 мая 2021.

URL: https://www.kirov.kp.ru/daily/27278/4414059/

 

вернуться