ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ

Нет человека, который бы не сталкивался в жизни с болезнями. Очень важно правильно относиться к этим непростым жизненным обстоятельствам, касаются ли они непосредственно нас или кого-то из окружающих людей. В такой ситуации нам предстоит сделать сложный выбор, от которого зависит состояние здоровья нас и наших близких, а значит, во многом – вся наша жизнь. Суть этого выбора в том, к кому обратиться за медицинской помощью в случае ее необходимости: к «светилу медицины», имеющему, однако, сложный характер и совершающему не всегда однозначно положительные поступки, или к обычному врачу, в котором мы уверены, что он честный и порядочный человек? Думаю, что большинство доверит здоровье свое и близких честному человеку, который добросовестно несет высокое служение врача, а заслуги и даже, порой, профессиональный опыт – в данном вопросе имеют все же второстепенное значение.

Успех лечения зависит не только от врача, но и от самого больного. Важно, что думает пациент о себе, о враче, доверят ли ему; очень значимо и то, как медик относится к людям. Ход лечения обусловлен и тем, как больной принимает предписания врачей. Врач, в свою очередь, несомненно, должен знать, кого он лечит – возраст, профессию, нередко, даже интересы пациента; те болезни, которые он перенес раньше, аллергию и многое другое. Но, самое важное: врачу нужно понимать болящего, насколько возможно, чувствовать его душу, знать, во что он верит, разделять тревоги, уметь утешить в случае необходимости и поддержать. Таким образом, если можно так сказать, лечить следует, прежде всего, пораненную душу, а уже потом – тело. Одно невозможно без другого. Исцеленная душа исцелят и тело человека. Путь к лечению телесного недуга лежит только через души – самого больного и лечащего врача. Результат напрямую связан также и с тем, как врач предлагает больному свою помощь.

Есть болезни, о которых врач не имеет права рассказать больному – иногда пациент может морально не выдержать знания своего диагноза, например, в случае смертельных болезней. Но искренне верующий человек не боится умереть, ему страшна именно внезапная смерть. Об избавлении от этого Церковь молится непрестанно. «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим», – такие слова звучат из уст священника во время службы. Хор от лица народа отвечает: «Подай, Господи». Глубоко верующий человек желает, чтобы его предупредили о неизлечимой болезни, чтобы он мог готовить себя к переходу в иной мир. Но неизвестно, как будет реагировать на слова врача о том, что ему осталось немного жить, человек, не имеющий веры.

Есть неверующие и среди врачей, но их не так много. Им также важно знать, независимо от своих убеждений, что есть разные взгляды и понимание решений тех или иных проблем. Для этого полезно иметь представление о православном вероучении, ведь для многих пациентов оно – жизненная опора. Таковой оно может стать и для врача в решении многих проблемных ситуаций.

Задача религии – раскрыть перед человеком высоту его человеческого достоинства, раскрыть его призвание, открыть ему смысл жизни и дать ответы на вопросы о том, почему он рождается, болеет и умирает. Если человек поймет смысл болезней, то сможет легче переносить их.

Многие знают, что длительная серьезная боль иногда ожесточает человека… но и она же, боль, учит нас сочувствию и состраданию, причем учит не только здоровых, помогающих немощным, но и самих болящих. Сталкиваясь с болью, испытывая ее, важно понимать, что она может и должна стать ступенью, ведущей нас выше в духовном, нравственном отношении – именно в таких обстоятельствах нередко мы учимся по-настоящему любить жизнь и наших близких.

Каждый из нас должен помнить, что мы живём на этой земле не только для себя, но и для других. Часто болезнь другого человека дает возможность проявить свои лучшие качества тому, кто оказывается рядом. Я лично имел счастье видеть многих добровольцев, самоотверженно помогающим больным: они дежурят у кровати,

помогают, убирают, всячески поддерживают их и их близких, стараясь облегчить их состояние. Слава Богу, что такие люди есть среди нас! Помогая больным, мы оказываем помощь и себе, ведь служение ближнему – верный путь ко спасению души. Но в этом нелегком деле важно быть очень внимательным и тактичным. Горе мне, если я скажу больному человеку: «Ты болеешь – значит, у тебя или у твоих родных были грехи, за которые ты расплачиваешься»! Никто не имеет права осуждать больного. Можно сравнить его болезни с ранами бойцов, которые шли на страдания и даже гибель ради спасения близких, своих дорогих соотечественников. Это геройские поступки. Возможно, наши страждущие больные и есть те герои, которые своими страданиями очищают не чьи-то, а именно наши, личные грехи.

Каждый человек, тем более христианин, должен помнить золотое правило нравственности, о котором свидетельствовал и Сам Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). В другом месте сказано: «…закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (см. Иак. 2:7-9). То есть я должен прощать другим грехи и осуждать свои. Могу и должен утверждать, что сам страдаю за свои грехи, но упрекнуть другого, указать ему, что он своей болью расплачивается за свои ошибки – недопустимо. Болезнь, как и всякое несчастье, должна подвигнуть задуматься о своей, а не о чужой, жизни.

Есть временные болезни, бывают и такие, которые сопровождают человека долгие годы… В обоих случаях важно отношение к этому обстоятельству нашей жизни. Роптать на Бога за испытание, раздражаться на врачей, которые порой не в силах помочь тебе – не просто бесполезно, но и пагубно. Этого следует всячески избегать самим, и, по возможности, стараться беречь от того близких.

Порой при столкновении с болезнью спрашивают: как быть, и кто согрешил? Такой вопрос задали Господу при виде человека слепого от рождения. Он ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (см. Ин. 9:1-3). Об этом тоже важно помнить!

Всем, кто лечит больного, кто смотрит за ним, кто приходит к нему, необходимо употребить все усилия, чтобы помочь больному принять свою болезнь, укрепить правильное отношение к ней, уберечь от отчаяния и ропота. Господь не даст скорби и болезни выше наших сил. Есть болезни – есть и силы их понести. Самим же больным нельзя забывать, что всякое испытание дается лишь для того, чтобы возвысить душу человека, очистить его сердце, укрепить его в любви. Дай Бог, чтобы каждый сохранил глубоко в сердце слова святителя Иоанна Златоуста: «Кто научился благодарить Бога за свои болезни – недалек от святости».

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться